Статистика |
|
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
|
Вы построили мотоцикл и хотите на нем кататься
В майском МОТО 2003 была статья в тему:
Вы построили мотоцикл и хотите на нем кататься, не шарахаясь от каждой гаишной фуражки? О том, как узаконить ваши самоделки, рассказывает специалист по сертификации Сергей ПАНКРАТОВ. - Сергей, в редакцию приходит много писем с вопросом, как регистрировать самоделку. Подскажите, каков должен быть порядок действий? - Прежде чем начать работать с «железом», отправляйтесь в МРЭО ГИБДД и узнайте адрес ближайшей сертифицирующей организации. Отправьте туда письмо с изложением концепции мотоцикла, эскизами, перечнем основных узлов, которые собираетесь менять, и тех, которые намерены заимствовать. Специалисты оценят целесообразность ваших намерений и подскажут, что и как лучше изменить. Кроме того, сформулируют, что у вас получится: переделанный мотоцикл или «чистый» самопал. Это - важно. Как ни парадоксально, зарегистрировать самоделку проще, чем переоборудованный. Связано это с тем, что регистрация переоборудованных находится целиком в компетенции работников ГИБДД. Главный документ, которым руководствуются, соответствующий приказ МВД, в котором отсутствует понятие «самоделка». Ими занимаются сертифицирующие организации. В них работают специалисты с опытом испытаний, у них есть необходимое для этого оборудование. Везите мотоцикл к ним - после проведения испытаний вам укажут на недоделки. После исправлений вручат сертификат с документом. С ним смело отправляйтесь в МРЭО. - А чем, собственно, отличается переделка от самоделки? Самодельным транспортным средством называют то, в котором самостоятельно изготовлены рама, подвески или в котором установлен двигатель от другого мотоцикла. Или то, другое и третье. И, разумеется, если в мотоцикле нет ни одной заводской детали. К понятию «переделка» относятся, например, установка «неродных» фар, крыльев, сидений или, скажем, установка двигателя от «Иж-П5» на раму «Иж-ПЗ», то есть в конструкции изменений минимум, и они не носят кардинального характера. Пройдет ваша переделка или нет, - многое зависит от позиции завода-изготовителя. Положим, «Ижмаш» разрешает устанавливать на «Планету» (кроме «Иж-ПС») «юпитеровский» двигатель. Даже с учетом того, что для этого приходится изменять его заднее крепление к раме - такая переделка пройдет. А вот экспериментировать с установкой двигателя Jawa-638 в ходовую 634-й модели не стоит. Чешский завод ранее никак не оговаривал возможность такой переброски, сейчас же к изготовителю обращаться по такому поводу вовсе бесполезно. А раз так, то мотоцикл в ГИБДД не зарегистрируют. Разве что вы предоставите им экспертное решение (подтверждающее целесообразность вашего замысла). Отсюда, чтобы не попасть в тупиковую ситуацию, прежде чем менять какие-либо агрегаты, предварительно сделайте запрос на завод-изготовитель или, как в случае с Jawa, в сертифицирующий орган. - Зарегистрируют ли мотоцикл, собранный владельцем из отдельно купленных запчастей? - Ни за что! Даже если вы предъявите все документы, подтверждающие легальность приобретенных деталей. Этот запрет появился еще в советские времена, и он до сих пор не отменен. Главный мотив - соблюдение авторских прав завода-изготовителя. Кроме того, что прикрываясь липовыми документами, выписанными недобросовестными продавцами, для регистрации в МРЭО мог хлынуть поток мотоциклов с ворованными составляющими. В этих соображениях, нельзя не согласиться, есть резон. За рубежом, во избежание подобных подозрений и споров, кардинальные изменения техники ипи постройка оригинальных мотоциклов разрешена только в, опять-таки, сертифицированных мастерских и ателье - их легко контролировать. Но «вернемся домой». Пока следуют обязательные процедуры демонстрации самоделок-переделок, ездить на них по дорогам нельзя - придется вашему аппарату путешествовать в кузове грузовика. Если «концы» дальние, созвонитесь с организацией: возможно достаточно будет предоставить на испытания только измененные узлы. - Хорошо, владелец доставил свое творение в сертифицирующую организацию. Что здесь происходит? - В первую очередь, проверят документы на вновь установленные номерные детали - двигатель и раму. Осмотру и проверке подвергнут световые приборы и тормоза, то, от чего зависит безопасность водителя-владепьца и других участников дорожного движения. Эти узлы должны соответствовать требованиям существующих нормативных документов. Например, эффективности полного «ижевского» комплекта дискового тормозного механизма хватает для более тяжелого, чем «Иж», оппозита. Но не торопитесь его же приспосабливать к «Пилоту»: слишком цепкие тормоза могут принести больше вреда, чем слабые. Приведенный пример переустановки «взрослых» дисков на мокик - случай маловероятный, но зачастую встречаем решения, эффективность которых самоучка «не чувствует», и тогда опытный специалист сертификационного центра даст ему дельный совет. Дальше... Основные световые приборы должны быть расположены симметрично, фара и стоп-сигнал располагаться непосредственно над колесами, а не где-нибудь сбоку под подножкой. Цвет фонарей и катафотов спереди обязан быть белым, сзади - красным, сбоку - оранжевым. И все как один выполнять свои функции, а не оставаться бутафорией. Учтите, эксперты к таким вещам относятся предельно строго. На все нестандартные трубы рамы требуются документы, из которых должно следовать, что трубы использованы бесшовные, ясно указано, из какого они материала и где куплены. Придется предоставить сертификат сварщика, который делал раму, или другой документ, свидетельствующий о его квалификации и опыте работы. Примут без возражений документ из организации, которая проводила сварочные работы... Следующий этап - детальный осмотр и испытания. - У создателей чопперов считается хорошим тоном удлинять перья вилок, делают это при помощи различных проставок и втулок. Как к этому следует относиться? - Специалисты относятся скептически. Разумеется, если убедимся, что все сделано надежно, то таким конструкциям даем «путевку в жизнь». Но давайте не забывать элементарную вещь: деталь, составленная из нескольких частей, всегда обладает меньшей жесткостью, чем цельная. Да и езда с «гуляющей» передней вилкой приносит мало радости: маневрировать с ней тяжело, не во всякий поворот впишешься... Рычажные вилки из бесшовных труб достаточной прочности ведут себя намного лучше. Конечно, если вылет колеса в разумных пределах. - Существуют два полярных мнения относительно дуг безопасности. Одни утверждают, что они необходимы, другие - что ни к чему... - Согласно нормативным документам, на мотоцикле массой более 150 кг они должны быть установлены. Мы этого требуем и от производителей, и от самодельщиков. Раз речь зашла о безопасности, отмечу и то, что у мотоциклов без коляски все подножки должны быть складывающимися. Раньше это требование распространялось только на кроссовые мотоциклы, теперь - на всю двухколесную технику. - Часто на мотоциклы устанавливают широкие колеса, в основном автомобильные покрышки... - Мотоцикл, в отличие от автомобиля, при маневрировании наклоняется. Между тем у современных покрышек протектор плоский, и при наклоне аппарата он не сможет уверенно удержать аппарат от юза. Достаточное пятно контакта резины с дорогой обеспечивают только закругленные по бокам шины. Это резина М-145 от «Моск-вича-2140», ВлИ-10 от «Нивы» и подобные им. К трайкам требование по закруглению, конечно, не распространяется. Для них действует «закон» о соответствии грузоподъемности и допустимой максимальной скорости резины. Крылья не должны болтаться. Если при езде крыло зацепится за покрышку, - падение неизбежно. - А каковы требования к мотору и трансмиссии? - Сейчас в отношении них особых ограничений нет. Требований два: в трансмиссии все нужно сделать надежно. Что же касается двигателя - вписаться в требования по токсичности и шуму. И вообще, делайте все аккуратно. В конце концов, это в ваших интересах - вам на мотоцикле ездить. Получайте удовольствие и берегите себя! ОТ РЕДАКЦИИ. Представленный для иллюстраций аппарат, в силу ряда разъясненных правил, в России не был бы сертифицирован.
А вот основные требования
Сиденье. Если завод-изготовитель предусмотрел рукоятку или ремень для пассажира на базовом мотоцикле, то она должна присутствовать и на переделанном. Руль. Изготавливается из бесшовных труб диаметром не менее 22 мм - для «тяжелых» мотоциклов и не менее 20 мм - для других. Должен быть надежно закреплен. Ширина - не более 800 мм. Двигатель. Должен быть надежно укреплен на своем месте, вписываться в нормы по токсичности и шуму Подножки. Прочно и надежно закреплены. Если конструкцией предусмотрено место для пассажира, не забудьте о подножках и для него. По нынешним правилам, на мотоциклах без коляски все подножки должны быть складными. Передние световые приборы. Устанавливаются симметрично. Ближний, дальний свет, указатели поворотов обязательны. Передняя вилка. Оптимальный вылет колеса -90-130 мм. Топливная система и бензобак. Недопустимы течи топлива. Все детали и шланги, контактирующие с бензином, должны быть из бензостойких материалов. Бензобак - металлический. Шланги должны быть закреплены хомутами. Колеса. Резина должна соответствовать весу мотоцикла и его максимальной скорости (в маркировке покрышки есть соответствующие индексы). Остаточная глубина протектора - не менее 0,8 мм. Не должно быть разрывов и разрезов, обнажающих корд, и тем более его разрушений. Биение обода, как радиальное, так и осевое - в пределах 2 мм. Не допускаются трещины в ободе и ступице колеса, а также ремонт сваркой обода из алюминиевых сплавов. Крылья - крепятся жестко. Стоп-сигнал и габаритный огонь расположить в плоскости вращения колеса. Номерной знак должен освещаться белым светом. Рама и задняя подвеска. Грамотно сварить из качественных материалов. Выбор амортизатора - на усмотрение владельца. Оптимальное распределение веса мотоцикла: 40 процентов - на переднее колесо и 60 - на заднее.
взято с http://www.vulcans.ru/
|
Категория: Мои статьи | Добавил: HIGHWAYPATROL (13.01.2010)
|
Просмотров: 7801
| Рейтинг: 2.3/3 |
| |
| | |
|
|