Скутерное сообщество стремительно меняется. Это стало очевидно еще весной: по мотовыставкам, прошедшим этой весной в Москве, по увеличившемуся еще в марте спросу на мопеды в крупных салонах, и по числу мопедов, появившихся с наступлением теплого сезона на российских дорогах. К сожалению, большинство новоявленных скутеристов относятся к своему двухколесному другу как к простому велосипеду, хотя, безусловно, мопед таковым не является. Хорошо, если скутер приобретен в крупном специализированном магазине, где продавцы настоятельно посоветуют купить элементарную экипировку (шлем, перчатки) и расскажут об основах управления, а в инструкции по эксплуатации новичок сможет прочесть рекомендации и советы по управлению мопедом. Хуже, если скутер покупается ребенку (только отстань!) в крупном супермаркете наряду с продуктами и товарами домашнего обихода. Как уже писал «Скутер Дайджест», в погоне за низкой ценой многие новички и профаны, привлеченные смешными ценами, покупают дешевые китайские скутеры, которые не снабжены не только подробной инструкцией по эксплуатации на русском языке, а вообще не имеют в комплекте поставки никаких предписаний по эксплуатации и техобслуживанию. Недалеко от дешевых китайцев ушли б/у-ые «японцы», лет 5-10 поколесившие по дорогам Страны Восходящего солнца под управлением японских подростков и покоряющие Россию уже под управлением нашего подрастающего поколения. Владельцы «японцев» чаще разыскивают в сети пособия по ремонту и дешевые запчасти, чем советы по управлению скутером. И редкий скутерист обращает внимание на маленькую наклейку на рулевой колонке. Надпись на ней (правда, на английском) настоятельно советует ездить на скутере только в шлеме согласно мировым требованиям безопасности. Но напоминание сделано для «них», а в России ездят наши. И освоив за 5 минут азы управления мопедом во дворе, новоявленный скутерист выезжает на дорогу. Правила дорожного движения? Элементарная техника безопасности? Шлем? Это не про нас! Газ до упора, обгон автобуса наперегонки с маршруткой, а лучше - крайне левая полоса. И вперед! Пробка? Не проблема! Протиснуться между тремя рядами автомобилей, стоящих в заторе на двухполосной дороге - легко. А что такое «интервал»? И какая разница, что этот знак запрещает движение скутеров и велосипедов? Ехать надо, а не правила читать! Ну и что, что сзади сидят двое друзей, а грузоподъемность скутера всего 75 кг. Это тоже не про нас, ездим и будем ездить! Можно еще и пивка на ходу попить, и плеер на полной громкости послушать… Не менее печальную картину можно увидеть за городом, в районе дачных поселков. Здесь возраст скутеристов снижается лет до 10, цена дешевого «китайца» - тысяч до 17. «Заботливые» родители, купившие ребенку развлечение на лето, не грузят себя и детей знаниями ПДД или хотя бы элементарной беседой на тему, где и как можно ездить. Можно даже показать личный пример, прокатив сразу все семейство. И обувь на экстренный случай выбрать попрочнее. Например, вьетнамки. Правила обкатки? Так их никто не писал! Экипировка? Вот еще тратиться. Поэтому всех детей-друзей посадить назад, газ до упора и на ближайшую дорогу, где вереницей идут «КамАЗы» с ближайшего карьера и мчатся озверевшие от городских пробок автомобили. Кто будет виноват в аварии? Ну, уж точно не родители! К сожалению, все описанное выше - не фантазии авторов «Скутер Дайджеста», а примеры из жизни. Мы регулярно просматриваем сводку происшествий, которая в мотосезон полна сообщений о происшествиях с мотоциклистами и скутеристами. Нам регулярно предлагают для публикаций грустные материалы об авариях, в результате которых, в лучшем случае, гибнет техника, в худшем – люди. Для наших новых и старых читателей напоминаем требования к скутеристам и их экипировке. Основные элементы защиты: Шлем – основа Вашей безопасности. Желательно выбирать полностью закрытый шлем (интеграл). Такой шлем полностью защищает голову, лицо и челюсть человека. При подборе конкретного шлема особое внимание уделите его размеру – слишком большой или слишком маленький, он может только усугубить последствия аварии. Примерка должна проходить следующим образом: наденьте шлем, отрегулируйте и застегните застежку, после чего сделайте несколько резких кивков головой – шлем должен сидеть плотно и не болтаться. При этом Вы не должны чувствовать явного дискомфорта, в процессе эксплуатации у шлема разнашиваются только поролоновые элементы, облегающие скулы. Перчатки. Желательно выбрать кожаные, с развитыми элементами защиты и карбоновыми вставками, уберегающими костяшки и фаланги пальцев. Перчатки должны быть подобраны по размеру и плотно сидеть на руках. Не забывайте, что все органы управления скутером задействуются исключительно руками. Ботинки. Только прочные, высокие, надежно фиксирующие голеностоп. Существуют специальные мотоботинки с жесткой стопой и мыском. Куртка. Здесь необязательно приобретать дорогую мотокуртку - можно обойтись специальным защитным комплектом: жесткая спина, грудь и налокотники, укрепленные на сетке и оборудованные системой регулировочных ремней. Также можно выбрать мотокуртку с встроенной защитой. Качественная экипировка оснащена световозвращающими элементами, что повышает видимость водителя на дороге. Соблюдение ПДД: Всегда следуйте предписаниям Правил дорожного движения. Отсутствие водительского удостоверения на право управления скутером с двигателем до 50 куб. см не освобождает Вас от ответственности и обязанности знать ПДД. Сев за руль скутера, Вы автоматически становитесь участником дорожного движения, обязаны в точности выполнять все действующие предписания ПДД: - Управлять скутером с двигателем до 50 куб. см имеют право лица, достигшие 16 лет; - При движении по дорогам общего пользования водитель мопеда обязан быть в шлеме. Водителю мопеда запрещается: - Ехать со скоростью более 50 км/ч; - Выезд и движение по автомагистралям и приравненным к ним дорогам; - Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; - Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; - Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; - Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; - Буксировка мопедов, а также мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации мопедом; - На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге; - В пробке не протискивайтесь между медленно движущимися машинами, соблюдайте интервал и рядность. Любая выбоина на дороге может стать причиной резкого маневра автомобиля, водитель которого в этот момент вряд ли будет смотреть по сторонам, не едет ли рядом скутер… А еще – постарайтесь выбрать надежную и качественную модель скутера, которая станет надежным помощником на дороге. И может быть, четкое соблюдение ПДД всеми скутеристами поможет сохранить им жизнь и здоровье, и надолго отложит планы ГИБДД ввести водительские удостоверения для управления скутером (мотороллером). |